Вы здесь
ТОП-3 популярные схемы мошенников. Как сохранить средства
Анализ зарегистрированных преступлений свидетельствует, что чаще всего мошенники похищают средства с банковских счетов. Поэтому Отдел коммуникации полиции Донецкой области приводит наиболее распространенные схемы.
Кража средств с помощью изготовления дубликата SIM-карты
Сначала вор блокирует сим-карту жертвы. В зависимости от того, какому мобильному оператору принадлежит сим-карта, ему нужно знать ответы на вопросы оператора службы мобильной связи, которые тот задаст для проверки обладателя карточки. У одних операторов это пять последних номеров, с которыми общались, абоненты, с которыми связываетесь чаще всего, когда последний раз пополняли счет и сколько денег на балансе, в других - два номера, с которым абонент общается чаще всего. Поэтому мошенники готовятся заранее.
Способы выведать эту информацию у клиента разные. Преступники могут сами звонить жертве под любыми предлогами. Так что если вас за короткое время атакуют звонками незнакомцы - будьте бдительны, это, скорее всего, ловушка мошенников.
В противном случае злоумышленники находят в соцсетях объявления о сборе средств, например, на лечение ребенка. Под видом благотворительного фонда звонят по указанному номеру и в разговоре выманивают номера других членов семьи.
Сигналом об опасности может быть и внезапное поступление денег на мобильный счет. Преступники на небольшую сумму пополняют мобильный счет, а затем звонят от имени мобильного оператора, сообщают, что счет был пополнен случайно, и просят назвать сумму на балансе.
Далее мошенник под видом владельца блокированной «симки» получает в салоне мобильной связи ее дубликат или, приобретя «чистый» стартовый пакет, «привязывает» к нему номер жертвы и получает в свое распоряжение контроль над всеми финансовыми операциями.
Продолжением первой схемы является похищение денег с помощью мобильных приложений операторов связи.
Задача мошенника - получить от жертвы код с СМС, который приходит в момент регистрации в приложении. Именно таким образом в прошлом году преступник похитил со счета жителя Донецкой области около 100 000 гривен!
Мужчине позвонил незнакомец, который придумал целую историю. Мол, его ребенок потерял телефон, а при восстановлении сим-карты ошиблись в последней цифре - и вот якобы код восстановления поступил на телефон.
Пострадавший назвал код, не подозревая, что этим подтвердил регистрацию в программе интернет-помощника мобильного оператора. Аферисты получили доступ ко всем данным: контактам, журналу звонков, мобильного счета. Далее преступники устанавливают переадресацию на свой номер, и теперь все коды и пароли поступают им, а не жертве. Так как банковская система распознает их как клиента, мошенники через веб-банкинг свободно перечисляют средства со счетов жертвы.
При этом злоумышленники могут находиться где угодно, и отследить их и задокументировать преступление - очень сложно. Новшеством является использование мошенниками IP-телефонии, которая позволяет орудовать с любой точки мира. Но в значительном количестве случаев аферисты действуют с временно оккупированной территории, а именно - из мест лишения свободы.
«Переведите деньги на мой финансовый номер» - мошенничество с использованием фишинговых сайтов
Преступники создают в интернете фейковые сайты по продаже товаров или услуг - обычно с большими скидками или выгодными акциями. Покупателям вместо банковской карты предлагают перечислить деньги на мобильный «финансовый номер».
Доверчивые клиенты пересылают средства, не догадываясь, что это обычный номер, который является «перевалочным пунктом» мошенников. Далее злоумышленники выводят деньги через официальные сайты на другие счета и снимают с банкоматов.
Друг или мошенник
Полицейские Покровска задержали афериста с уникальным актерским талантом. Чтобы получить средства на очередную дозу, наркозависимый человек умело «втирался» в доверие к гражданам, разыгрывая роль их приятеля.
Подозреваемый звонил на первый попавшийся номер, а дальше шел примерно такой диалог:
«Алло, привет! Узнал? Это я, ну тот, друг твой»
«Саша, это ты? А что случилось?»
«Да вот, заболел, онкология, надо операцию, а денег не хватает. Займешь? Сколько сможешь, хоть три «косаря». Я отдам, вот только немного на ноги встану».
Каждый раз злоумышленник придумывал новые душещипательные истории. При этом тщательно подбирал слова и интонации, так что жертвы до последнего были уверены, что это их приятель. Ранее судимый за мошенничество мужчина причастен к серии подобных эпизодов. Пострадавшие перечисляли ему от 3 до 13 000 гривен.
Как уберечься:
1. НЕ передавать третьим лицам информацию относительно вашего мобильного номера, которая может быть использована мошенниками для получения доступа к SIM-карте:
- кодовое слово (пароль, если он был установлен)
- PUK-код
- серийный номер SIM-карты
- номера телефонов абонентов, с которыми Вы общаетесь
- SMS-коды, которые поступают на номер
2. «Привязать» свой телефонный номер к паспорту или перейти на контракт
Мобильный оператор «Водафон» предоставляет услугу персонификации абонента. В этом случае, как и при переходе на контракт, все действия, в частности получение дубликата сим-карты, будут осуществляться исключительно при условии личного обращения абонента и предоставления паспорта. Это не очень удобно, но закроет мошенникам доступ к вашим счетам.
В мобильном приложении «Мой Киевстар» можно установить запрет на перевыпуск сим-карты.
В «Лайфселл» - в центре обслуживания абонентов вашего города можно установить «секретное слово», без которого любые действия с сим-картой будут запрещены.
3. НЕ сообщать незнакомцам данные банковской карты:
- CVV-код
- ПИН-код
- срок действия карты
- одноразовые коды, даже присланные вашим банком
4. Проверять фишинговые (фальшивые) сайты. Где проверить:
- на сервисе киберполиции Украины STOP FRAUD
- в Черном списке сайтов-мошенников. Туда попадают фейковые сайты, обнаруженные специалистами EMA, службой безопасности банков и рядовыми пользователями.